Header Ads

КЛЯТВА


Недавно мне задали вопрос по поводу моего отношения к присяге. Не было времени сразу же ответить из-за некоторых дел, требовавших от меня моего личного и полного участия. Однако думаю, что вопрос требует ответа.
Каково мое отношение к присяге? Должны ли верующие принимать присягу или вообще давать те или иные клятвы? Например брачную! Думаю, что это личный вопрос каждого человека. Не мне решать его за кого то. Однако мое мнение изложу.
Для начала нужно понимать что такое клятва. Начнем с того, что все словари говорят о том, что это "торжественное обещание, уверение" иногда подкрепленное ссылкой на что то важное или священное. Клятва — это крайняя степень уверения. Она ограничивает нас навсегда.
В этом смысле без клятвы невозможно ни одно дело. В какой то мере любой договор, соглашение, обещание — это клятва. Однако, когда мы, верующие на постсоветском пространстве, говорим о клятве, то вкладываем несколько иной смысл в это слово. Как правило, мы имеем в виду присягу , т.е. клятву верности государству, стране. Я обратил внимание на то, что отношение к присяге меняется в зависимости от степени свободы. Если в США свобода вероисповедания достаточно высока, то и к присяге там относятся позитивно и патриотизм среди верующих самый высокий. Но если взять туже Румынию, например, то до сих верующие в большинстве своем отказываются давать какие то обещания государству, считая его богоборческим.
Наша позиция не так сильно отличается от румынской, по тем же самым причинам. Мы подсознательно не доверяем государству и слова "родина" и "страна" у нас совсем не означают одно и тоже как в той же Европе или Америке. Тем более слово "государство" у нас не имеет такого патриотического наполнения, как этого хотелось бы чиновникам. Это кстати касается не только верующих, но всего народа.
Я думаю, что без клятвы обойтись невозможно, но нужно крепко думать кому ее давать. Лично я не стал бы давать какие то клятвы верности государству, но это моя личная позиция. Если у тебя родина и государство тождественны, то Бог не осудит.
Выражение "наше жительство на небесах" зачастую отдает простым пустозвонством и не влечет за собой ни каких последствий, поэтому я, как правило, улыбаюсь когда слышу их.
Радикальные противники присяги, основывают свои убеждения на одном стихе, а именно на словах Иисуса в Нагорной проповеди:
"Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Св. Евангелие от Матфея 5:33-37);
Давай немного разберем его, чтобы увидеть истину. Первое, на что стоит обратить внимание — это слово επιορκήσεις, (эпиоркЭсэйс ), переведенное на русский как "не преступай клятвы". Его значение скорее всего "не давай ложную клятву", а не "не преступай клятвы". И еще, Матфей употребляет будущее время. Это говорит о том, что послание направлено с момента произнесения в будущее, а не обращено к прошлому.
Давай посмотрим что цитирует Господь. Это два отрывка:
"Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь" (Книга Левит 19:12);
"Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими" (Книга Второзаконие 23:21-23);
Думаю, что Иисус больше говорил о втором отрывке.
Если применить к этим отрывкам отрицательную интонацию, которую некоторые вкладывают в слова Господа "а я говорю вам", то получается, что мы можем не исполнять обещания и клясться ложно. Но это же не так. Писание неизменно и богодухновенно.
Что же имеет в виду Иисус? Он говорит о том, что мы не должны употреблять заверения, особенно если они касаются Бога. Мы просто должны давать обещания и исполнять их.Наши обещания должны перейти из разряда клятвенных в разряд обычный.
Что же касается обещаний стране, то любить свою родину — это дело богоугодное и важное. Поэтому давать ей обещание нужно так же как и жене и детям.Самая распространенная клятва в Церкви, это влова "обещаю служить Тебе в чистой совести". Их говорит каждый.

Комментариев нет

Технологии Blogger.
helloblogger.ru