Header Ads

МЕЛАНЕЗИЯ

Миссия в Океании до настоящего времени является самым опасным предприятием из всех. Каннибализм не забыт. Тем более, это было опасно, когда на архипелаг приехали первые миссионеры. 


В то время, как языческая миссия Австралии развивалась медленно и с сопротивлением, миссионерское движение в Океанию все больше и больше набирало обороты. Этот регион привлекал внимание молодых христиан, прежде всего, неизведанностью и опасностями. Именно здесь происходили самые жестокие попытки остановить проповедь Евангелия, а миссионеров попросту съедали.
Океания, по сути, состоит из 3 частей. Самая большая - Меланезия, состоящая из  множества мелких островов и самого крупного в архипелаге — Новой Гвинеи. Вторая по площади, но не по известности миру, — Полинезия. В основном, это скопление мелких островов. И третья часть — Микронезия. По названию, думаю, понятно, что речь идет о самой маленькой части Океании.
Сегодня мы поговорим о первых миссионерах в Меланезию. Как только испанцы и португальцы открыли для Европы Новую Гвинею, вместе с ними приплыли и католические миссионеры. Но их служение носило поверхностный, или, как говорят сами католики, разведывательный характер. Поэтому в 16 веке церковь здесь так и не родилась.
В 19 веке островами завладела Голландия. Это открыло острова Меланезии для протестантских миссионеров. Однако и их присутствие на архипелаге едва ощущалось. Практически вся работа была сконцентрирована в Полинезии и в районе Фиджи.
Первыми систематизировано к миссии в этом регионе подошли католики. В 1844 году 16 июля Папа Григорий 16 подписал буллу об учреждении на островах Меланезии Апостольского викариата. Сюда были направлены 10 официальных миссионеров из ордена Мариистов, которые практически сразу же были либо съедены местными, либо умерли от малярии, которая свирепствовала среди белых.
В 1881 году Папа поручил миссию монахам из ордена «Святейшего Сердца Иисуса», которые уже 29 сентября 1882 года прибыли на остров Матупит. Их было трое, но они переломили ситуацию и сделали Новую Гвинею целью католического миссионерского движения. Несмотря на сопротивление местного населения и жестокую для европейца природу, они начали проповедовать уже 16 июля 1885 года. Ровно через 41 год отслужили первую мессу на острове Йуле, что послужило сигналом к тому, что церковь в Новой Гвинее появилась. И сюда хлынул поток католиков, стремящихся служить Христу.
Протестантская миссия на островах архипелага также к тому времени имела успех. Но,  поскольку протестанты работали исключительно на небольших островах, их присутствие не было столь значимым.

Первым заметным миссионером на островах стал Джордж Браун. Когда ему было 16 лет, он стал добровольцем в Английской армии и был направлен в составе экспедиционного корпуса в Канаду, где на марше в Квебек сломал ногу и был возвращен в Англию. Сразу же после этого в 1855 году он эмигрировал в Новую Зеландию.

По дороге будущий миссионер познакомился с преподобным Паттерсоном, который активно благовествовал пассажирам, которые отважились на столь длительное путешествие. Через несколько десятилетий Джеймс Паттерсон станет первым протестантским епископом Меланезии. Став частью кружка по изучению Библии, Браун ступил на путь служения, хотя сам не увидел в занятиях ничего для  себя полезного.
В Новой Зеландии Джордж Браун поселился у своего дяди преподобного Томаса Баддла в Онхунгу. Именно они довели до конца дело, начатое по дороге, и Джордж обратился ко Христу. Практически сразу же он стал местным проповедником и достаточно известным.
В 1859 году он выдвинул свою кандидатуру на освободившееся место миссионера на Фиджи и в том же году получил одобрение конференции в Сиднее. Через полгода он женился на дочери пастора Джемса Уолиса, Саре и 30 октября 1860 года они переехали на Самоа на остров Савайи, где прожили до 1874 года. За это время он изучил местный язык и даже написал книгу, посвященную местной культуре.


Когда Браун начал работать миссионером на Самоа, большинство населения уже приняли христианство, и он стал активно участвовать в строительстве церквей и организации Библейских школ, а также общеобразовательных школ для самоанских детей. Однако известным он стал не благодаря этому.
Немецкие торговцы, не считавшиеся с местными особенностями, без зазрения  совести продавали туземцам огнестрельное оружие, что привело к вооруженному конфликту между двумя племенами: тем, где служит Джордж, и соседним на острове поселением. Когда воины сошлись на поле, и уже было собрались начать стрельбу, миссионер вышел между двумя сторонами и провел на солнцепеке почти весь день, пытаясь предотвратить бойню. Он вел переговоры, несмотря на то, что каждую минуту мог стать жертвой глупой войны.
Несмотря на то, что в тот день удалось избежать кровопролития, предотвратить войну не удалось. Племена сошлись в длительном противостоянии, во время которого произошло не менее 10 стычек с многочисленными жертвами с обеих сторон. В результате такого самоотверженного поступка Джордж Браун обрел репутацию великого миротворца и уважение всех местных племен.
Ему также помогало то, что в молодости он обрел некоторые навыки в фармацевтике и хирургии. Также знание местного языка сильно выделяло его из общего числа белых на островах. Это помогло ему достигнуть довольно таки неплохих результатов в проповеди и открытии новых церквей.

Миссионеры в Меланезии шли в джунгли с Библией и пистолетом

Через несколько лет он сколотил небольшую команду, состоящую в основном из фиджийцев и самоанцев, и в 1874 году отправился в Новую Гвинею, где столкнулся с новыми для себя реалиями — дремучим язычеством и ярым сопротивлением христианству. Более того, каннибалы постоянно нападали ради «белого мяса» и его жизнь непрестанно находилась под угрозой. Служение началось в августе 1875 года с серьезной стычки с местными людоедами.
Через несколько лет произошла катастрофа. Люди племени местных каннибалов под  предводительством вождя Тали-ли выкрали и съели десять человек из его команды, в основном учителей, которые учили детей грамоте. То, что сделал Джордж Браун, навсегда лишило его возможности продолжить служение.
Он обратился в Английский экспедиционный корпус и ему дали 60 хорошо подготовленных солдат, вместе с которыми он предпринял поход на главную деревню Тали-ли. Он был уверен в том, что дикари, понимавшие только силу, начнут массовую резню, если им не дать отпор. В чем-то пастор был прав, некоторые люди любой компромисс воспринимают как слабость, а прощение, как поражение. Как пишет историк миссии Грем Кент:
Пастор Браун был поставлен перед непростым выбором. Он должен был оставить все как есть и тем самым дать Тали-ли повод продолжать резню. Или же дать отпор настолько жесткий, насколько это было возможным в той ситуации и спасти сотни жизней. Он выбрал второй вариант.
2 июня 1878 года с небольшой армией хорошо вооруженных людей он продвигался к деревне Тали-ли, сжигая на своем пути все поселения, которые, как предполагалось, принадлежали кровавому вождю. Силу применяли только в отношении тех, кто оказывал сопротивление. В результате были сожжены как минимум 3 деревни и практически все банановые плантации племени. Сам Тали-ли сбежал, избежав возмездия. Однако такое поведение считалось признаком трусости и вождя съели соплеменники. Наступил мир, который никогда больше не нарушался.
Скандал, вызванный демаршем Брауна, приобрел вселенский масштаб. Австралийская пресса назвала его «дело Бланш-бей» и обвинила методистского пастора в массовых убийствах. Правительство Британии стало на сторону Джорджа, но финансирование прекратилось, и в 1881 году он вынужден был покинуть Новую Гвинею. Всю оставшуюся жизнь он занимался политической деятельностью и на общественных началах работал секретарем совета Методистских Миссий.
В Новую Гвинею ему на смену приехал пастор Джеймс Чалмерс, который стал знаковой фигурой на острове. Но о нем мы поговорим в следующей статье.

Вы бы поехали миссионером в Папуа?

Корректор Татьяна Акимова

Комментариев нет

Технологии Blogger.
helloblogger.ru